Описание деятельности медицинской службы
КГБОУ «Ачинская школа № 3»
Задачи медицинской службы это:
обеспечение реализации индивидуальных программ обучающихся, воспитанников;
организация и проведение противоэпидемических мероприятий
для предотвращения инфекционных заболеваний, иммунопрофилактика;
организация и проведение лечебно-профилактических мероприятий, содействующих сохранению и укреплению здоровья;
осуществление контроля организации физического и трудового воспитания
в школе;
осуществление контроля за гигиеническими условиями обучения и воспитания обучающихся, воспитанников;
осуществление контроля за организацией рационального режима дня и питания;
санитарное просвещение педагогов, обучающихся, воспитанников, родителей (законных представителей).
В начале учебного года всем детям проводится измерение антропометрических данных
(вес, рост), определение остроты зрения. Медицинскими специалистами выдаются рекомендации педагогам по рассаживанию детей за парты, заполняется листок здоровья в классном журнале.
По результатам обследования врачом педиатром на начало каждого учебного года производится распределение обучающихся, воспитанников по группам здоровья и физкультурным группам. Каждую четверть вносятся изменения по распределению по группам здоровья и физкультурным группам в зависимости от изменений
в состоянии здоровья детей.
В соответствии с графиком, составленным детской поликлиникой города, обучающимся, воспитанникам школы-интерната проводят углубленный медицинский осмотр врачи узких специальностей: окулист, ортопед, эндокринолог, хирург, отоларинголог. Дети, нуждающиеся в дополнительном обследовании направляются, на прием к специалистам детской поликлиники. Дети с выявленной патологией или функциональными отклонениями ставятся на диспансерный учет.
Кроме того, в начале учебного года проходят углубленный медосмотр по национальному проекту «Здоровье» дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Врачи-педиатры школы, совместно с врачами-специалистами разрабатывают
на каждого ребенка индивидуальную программу, включающую:
направление на прием к узким специалистам с учетом сопутствующих заболеваний;
проведение лабораторных обследований (клинические анализы крови, мочи, кал на яйца глистов, соскоб на энтеробиоз);
назначение и контроль осуществления закаливающих процедур;
посещение галокамеры;
массаж общеукрепляющий;
массаж по зонам;
лечебную физкультуру;
прием витаминов;
кислородный коктейль,
прием препаратов йода.
Врач-педиатр осуществляет мониторинг реализации индивидуальной программы, отслеживает сроки диспансерного осмотра, направляет детей к узким специалистам.
Обучающиеся, воспитанники начальной школы обследуются на энтеробиоз, при обнаружении данного заболевания больной ребенок выводиться для амбулаторного лечения, а в классе проводятся профилактические противоэпидемические мероприятия. Все воспитанники интерната еженедельно осматриваются на педикулёз, с осмотром кожных покровов.
В течение учебного года осуществляются мероприятия, направленные
на профилактику простудных заболеваний:
- проветривание классов по графику;
- обеззараживание помещений бактерицидной лампой;
- закаливающие процедуры (солевые дорожки, влажные обтирания)
- С-витаминизация пищи
- назначаются:
-прием витаминов (витамин С, группы В);
-оксалиновая мазь в период подъема ОРВИ;
-коктейль кислородный;
-массаж общеукрепляющий;
-галокамера.
В обязательном порядке проводятся мероприятия, направленные
на профилактику заболеваний щитовидной железы:
– использование для приготовления пищи йодированной соли.
Дети с нарушением осанки и плоскостопием занимаются лечебной физкультурой и получают массаж по зонам.
Ведется ежедневный прием врачом-педиатром, на котором дети осматриваются
и по заключению врача принимаются решения о дальнейших действиях.
Медицинским персоналом может, оказывается первая и неотложная помощь, имеются укладки для оказания данной помощи (бронхиальная астма, анафилактический шок гипертермический синдром).
Медицинские специалисты организуют проведение профилактических мероприятий
по предупреждению и распространению инфекционных заболеваний среди воспитанников школы-интерната, включающие:
-своевременную изоляцию инфекционного больного;
-контроль за соблюдением карантинов;
-своевременное проведение дезинфекционных мероприятий;
-контроль и выяснение причины неявки на занятия учащихся;
-контроль за санитарным состоянием школы;
– санитарное просвещение среди школьников и родителей.
Врачом-педиатром совместно с медицинской сестрой, ответственной
за мероприятия по иммунопрофилактике, составляется план проведения профилактических прививок на год.
Медицинскими специалистами учреждения проводится консультативная
и просветительская работа. Они активные участники в работе педагогических советов, выступают на педагогических конференциях, семинарах по вопросам интеграции оздоровительного и образовательного процессов, врач-педиатр входит в состав психолого-медико-педагогического консилиума. Медицинские специалисты дают рекомендации педагогическим работникам по медико-педагогической реабилитации детей; совместно с педагогами решают вопросы выбора профилей трудовой подготовки и профориентации детей, их участия в трудовой деятельности.
Кроме традиционных методов мониторинга эффективности лечения, медицинские специалисты проводят пробу Штанге и Генчи – измерение дыхательных объемов при нагрузках. Это функциональные пробы на задержку дыхания – функциональная нагрузка с задержкой дыхания после вдоха (проба Штанге) или после выдоха (проба Генчи), используемые для суждения о кислородном обеспечении организма и оценки общего уровня тренированности ребенка. Данные этих проб оцениваются по таблице и заносятся в медицинскую карту наблюдений за ребенком.
Кроме медицинских способов мониторинга, используются медико-педагогические способы, осуществляемые в тесном сотрудничестве педагогов
и медицинских специалистов.
Инструментом для такого мониторинга являются разработанные на уровне учреждения для ведения детьми, родителями, педагогами Дневники здоровья.
В школе постоянно ведётся анализ заболеваемости школьников. Вся работа медицинского коллектива направлена на снижение общей и инфекционной заболеваемости.
Анализ заболеваемости проводится на основании ежедневно проводимых мониторинговых мероприятиях причин отсутствия на учебных занятиях, справок
о болезни ребенка, выдаваемых врачами детской поликлиники.
Одним из разделов профилактической работы является профилактика травматизма. Путём разбора возможных случаев травматизма при падении с высоты, лазании по деревьям, неумелом вставании на стул, при спуске с лестницы. Осуществляется разбор бытового травматизма. Предупреждение школьного травматизма связано с правилами поведения на переменах, уроках физкультуры. Воспитывается отрицательное отношение к играм на строительных площадках, спичками, баловству с электрическими розетками и проводами. Школьники изучают правила дорожного движения. Работа по профилактике травматизма проводится в виде разъяснительных бесед и занятий, на уроках ОБЖ и классных часах. Обо всех случаях школьного травматизма ставится в известность администрация санаторной школы – интерната с описанием обстоятельств, характеристики, места и время получения травмы.